Специализированная гимназия №8 с обучением на трех языках им.М.Х.Дулати
М.Х.Дулати атындағы үш тілде оқытатын мамандандырылған №8 гимназия

Регистрация
    
Сайт школы

На главную
Контакты
Карта сайта
Добро пожаловать!
Добро пожаловать на веб-сайт гимназии №8 им. М.Х.Дулати для одаренных детей с обучением на трех языках - старейшего и наиболее престижного учебного заведения города Шымкента! Мы предлагаем Вам познакомиться с руководством, историей и структурой школы, узнать о последних новостях и творческих успехах наших учеников, найти однокласскников и многое другое.

Кратко о главном
Стипендия Болашак

III место на конкурсе Award.kz 2006

На геометрию – с оригами


Каким должен быть учебник будущего по математике, в частности по геометрии? Этим вопросом задаются ученые-педагоги, методисты, школьные учителя России и Казахстана.

Почему именно эти предметы интересуют педагогическую общественность ? Без математики, гимнастики для ума, в эпоху информационных технологий никуда не деться. В то же время по результатам единого национального тестирования видно, какие низкие баллы по этому предмету у выпускников школ. Одна из причин – плохие учебники. С этим согласны мои собеседники – доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики преподавания математики Московского педагогического государственного университета, профессор Валерий Гусев и доктор педагогических наук, директор республиканского научно-практического центра «Учебник», профессор Алма Абылкасымова.


– Как в России проводится экспертиза учебников?

В. Г.: Начну с того, что у вас нашли удачное решение проблемы, создав мозговой центр «Учебник». У нас же существует Федеральный центр оценки учебников, который отслеживает результат: проводит экспертизу, пишет заключение. Раньше надо было грифовать любую книжку, сейчас же министерство образования и науки делает это только в отношении изданий федерального комплекта. Экспертиза приобрела очень жесткий характер: не отдельные личности за нее отвечают, а серьезные организации – Российская академия наук, Российская академия образования. К чему приведет жесткая политика, посмотрим. К книгам моих друзей, многие из которых уже были апробированы, тем не менее, было много претензий. Так что на данный момент я, как председатель экспертной комиссии, отвечающей за учебники математики, подписал только один.

A.А.: Педагоги говорят об изданиях учебников А. В. Погорелова, Л. С. Атанасяна, И. Ф. Шарыгина и других как о российских учебниках. А я не устаю повторять, что это наши хорошие учебники, ведь мы работали в советское время по ним вместе. Берите их и используйте, пока мы создадим свои крепкие учебники.

– Слышала мнение, что Колмогоров писал учебник для гениальных детей. Хотя они все, естественно, разные.

B.Г.: Математики, как представители других наук, конечно, максималисты. Говорят, что в учебнике должны быть отражены направления науки. На мой взгляд, нереально рассказать в нем, например, о тенденциях в современной математике. Мы все равно пишем о науке XVIII–XIX веков. Еще говорят: нужна математическая строгость. Но опять же надо понимать, с чем ты имеешь дело. В геометрии наглядность очень хороша, но в какой-то момент надо сказать: а вот сейчас не верь своим глазам, сейчас будем доказывать. Иногда даже мне, автору, писали: зачем вы доказываете очевидные вещи? Беда заключается в том, что в геометрии почти все очевидно, а я буду принципиально доказывать, и только тогда это будет действительно настоящая геометрия.

Для того чтобы написать хороший учебник, надо быть хорошим математиком. Но этого мало: есть масса педагогов, которые прекрасно знают предмет, а излагать его не могут ни письменно, ни устно. Того же Колмогорова, царство ему небесное, бьло очень тяжело слушать. Детям должно быть интересно. Первая моя книжка так и называлась: «Как помочь ученику полюбить математику». Когда я спрашиваю ребенка, нравится ли ему математика в школе, и он отвечает, что терпеть не может, кто в этом виноват? Только учебник и учитель. У нас было время, когда огромное количество академиков писали для школы. Но это тоже опасно: если у автора своих детей не было, в классе он никогда не появлялся.

Понятно, что издательства и министерство хотят, чтобы книга родилась завтра, но это невозможно. Я знаю один настоящий учебник математика А. П. Киселева из Орла, чье 150-летие со дня рождения недавно отмечали. Он создавал его 60 лет, было 40 изданий! И у меня учебник 5–6-го класса претерпел уже пятое издание. Сколько пришлось шлифовать, работать над системой задач. Я до сих пор радуюсь, когда есть хорошая задача, ведь надо чем-то ребенка увлечь. Должен родиться пласт авторов.

– А что это такое – интересный учебник?

В. Г.: Наши книги чаще всего написаны в командном стиле, и в этом виноваты математики. Видел голландский учебник: это что-то невероятное, на каждой странице 25 изумительных иллюстраций. А вам уже сейчас Астаны вполне достаточно для того, чтобы создать прекрасный учебник геометрии. Недаром архитектор Курвуазье говорил, что мир – это сплошная геометрия. Поместите, допустим, на страницы такую роскошь, как президентский дворец, у которого столько всего геометрического. Я специально в Японии хватал все книжки, чтобы картинки хотя бы частично поместить в свои книги. Тот автор будет гениальным, который решит проблему – напишет учебник для ученика.

А. А.: Коллеги из Кыргызстана прислали к семинару свои учебники по математике и геометрии. В них выверенный материал, они доходчиво написаны, недаром авторы получили госпремию. Вот на такие издания нам также нужно ориентироваться. Единственный недостаток учебников – неяркие. Наверное, у государства не хватает средств.

– Говорят, что геометрию следует изучать с первого класса. Не рано ли?

A.А.: Считаю это правильным. Нужно в математике начальных классов заложить элементы геометрии – вот о чем должна идти речь на данном этапе.

B.Г.: Математики раньше очень безответственно относились к раннему возрасту, а ведь психолог Пиаже говорил, что пик интеллекта приходится на 11 лет, а дальше мозги только «тратятся». Только, боже упаси, чтобы произошел просто перенос страшных, дурацких теорем в ранний возраст. Должна быть своя красивая геометрия, и в мире она есть, только наши математики не знают ее. Опять же в Японии я видел огромные залы, стадионы, где складывают оригами. Целый стадион геометрических пособий! У нас же скучная, кондовая математика. Правда, попытки идти к лучшему есть.

– В текущем учебном году в казахстанские школы поступили альтернативные учебники. Они проходили до этого апробацию?

А. А.: Многие из них вошли в учебный процесс без эксперимента. Хотя, когда в 2004 году обсуждались изменения в Закон «Об образовании», мы говорили о том, что альтернативные учебники вводить рановато, потому что сначала нужно разобраться с действующими изданиями. Издательства нашли авторов, скоротечно разработали эти якобы альтернативные учебники. Авторы, как правило, вузовские работники, никогда не стоявшие с мелом у доски в ученической аудитории. И как они могут написать, например, учебник для 9-го класса, если не знают материала предыдущих классов? Вообще же общая беда – это отсутствие преемственности.

– Чтобы не было подобных недоразумений, наверняка нельзя от давать формирование коллектива авторов на откуп издательствам?

A.А.: В уставе центра «Учебник» заложено положение о формировании авторских коллективов. Но что получается на деле? К примеру, Министерство образования и науки дало задание формировать коллективы авторов для написания учебников по истории Казахстана, казахского языка в русскоязычных школах. В течение года МОН дважды объявляло тендер по разработке учебников с 5-го по 9-й класс, но они не состоялись. Все материалы, представленные для тендера в центр, мы отвергли, потому что это были переложенные вузовские курсы. Сейчас пытаемся формировать коллектив, со всех методкафедр вузов собрали историков, филологов. Ведь для чего-то они имеют
ученые звания? Кстати говоря, Комитет по надзору и аттестации в сфере образования и науки МОН
(бывший ВАК) сейчас направляет нам на экспертизу учебные пособия, написанные авторами, претендующими на звания профессора и доцента. Так вот, несколько работ мы не приняли из-за несоответствия материалов статусу. Ведь пособие тоже должно писаться по определенной программе, сопровождать соответствующий учебник, а не существовать само по себе.

B.Г.: В советские времена были одна программа, один учебник, разве что состав коллектива иногда менялся. Сейчас появилось много авторов. Вроде бы тоже интересно, но попала и масса мусора в учебники, хотя развиваются и какие-то любопытные идеи. Сегодня надо думать о не менее серьезной проблеме утверждения старых учебников. С другой стороны, я всегда говорю, что главное – не погубить желание экспериментировать. Взять геометрию. К сожалению, многие авторы ушли из жизни: Погорелов, Атанасян, Шарыгин, Александров. Но появились новые, в Санкт-Петербурге есть интересный коллектив, в Самаре мой докторант пишет учебники. Чаще всего это энтузиасты. Хотя бывает, что попадаются люди неграмотные, а главное, у них нет идей.

– Как вы относитесь к электронным учебникам? Заменят ли они когда-нибудь бумажных собратьев?

В. Г.: У меня железная точка зрения на этот счет: нельзя написать электронный учебник на пустом месте, он должен быть создан след в след очень интересному бумажному изданию. На данный момент компьютеризация обучения математике – совершенно открытая проблема, потому что нет специалистов. Еще не родились. А наше правительство говорит: давайте завалим школы компьютерами. Вместо того чтобы выделить малую кучку из этих денег для того, чтобы разработать обеспечение, подумать о методике, создать коллективы, которые могли бы это делать. Под моим руководством защищены три докторские диссертации на тему компьютерной поддержки геометрии. Я, правда, издеваюсь: три докторские есть, а поддержки нет. Но понимаете, все должно созреть, одну и ту же проблему нужно прокрутить много раз, чтобы что-то получилось, ведь школа не терпит сиюминутных решений.

A.А.: У нас в стране переписываются на диски издания нового поколения, и все это называется электронными учебниками. Недавно мы отвергли 13 электронных книг по спецдисциплинам начального и среднего профобразования. Среди авторов книг по хлебопекарному делу, трактороведению был, к примеру, преподаватель английского языка. Он именовался автором только потому, что «вытащил» текст из компьютера.

– Каким должен быть учебник по математике для профильных классов 12-летней школы?

B.Г.: Геометрия как баян, можно делать «пим-пим», а можно с удовольствием растягивать меха или вообще играть Баха. Одна и та же гармонь, но по-разному настроенная. Совершенно неверно, что в профильном классе надо иметь огромное содержание. Психологи доказали, что профильная дифференциация не должна осуществляться за счет расширения материала, следует идти вглубь. Мы, например, в массовой школе на уроках геометрии ничего не успеваем решать. Нет времени.

Уже после завершения интервью Валерий Александрович показал свою книжку «Занимательная математика», на обложке которой красовалась кошечка, еще какие-то зверушки и предметы. По мнению автора, такой учебник, такая математика будут интересны и ребенку, и взрослому. Честно говоря, мне, не любившей этот предмет, очень захотелось попробовать порешать задачки из этого яркого сборника.
Источник: Марина Пархоменко, «Казахстанская Правда», 27 Фев 2006

Говорят о гимназии
  • Гимназия №8 получила статус Специализированной гимназии для одаренных детей с обучением на трех языках всего три года назад, но она очень органично и быстро заняла место среди лучших школ республики. Я думаю, это произошло благодаря тому, что в гимназии работает замечательный коллектив, очень творческий и энергичный, который способен решать любые проблемы и который может вести за собой талантливую молодежь.
    Битуова Тілдаш Рыскулбековна
    1-й директор Республиканского научно-практического центра для одаренных детей "Дарын", г.Астана
  • Сегодняшнее время - время знаний и новых технологий, время, когда каждый должен показать себя, должен быть конкурентоспособным. Думаю, что наша гимназия, себя в этом плане вполне оправдала. Гимназия входит в сотню лучших школ Республики Казахстан, за этим стоит огромный учительский труд, старание ребят, которые в этой школе учатся. Коллективу учителей желаю самых лучших благ на земле!
    Жетписбаев Арман Шарипбаевич
    аким города Шымкент
  • Одной из традиций гимназии №8 является стремление быть всегда впереди, она первой в области стала внедрять культурную программу Президента РК Н.Назарбаева «Триединство языков». В арсенале учителей гимназии-разработки учебников, методических пособий; педагогами активно внедряются IТ-технологии. Большинство учителей гимназии - творческие, одаренные люди. Успехов и новых достижений тебе, Гимназия!
    Комекбаева Балхия Абдыманаповна
    начальник Областного Департамента Образования ЮКО
  • Мой сын - счастливый человек. У него в детстве было все самое-самое! Первые главные шаги в образовании он делал в лучшей школе области-гимназии №8. Первые настоящие друзья появились у него в классе, который по-настоящему смогла сплотить и сделать командой его первая учительница Ольга Владимировна Полянская. Гимназия №8 для ее выпускников - это альма-матер, храм человеческого добра и светоч науки!
    Бекенова Куралай Абдуалиевна
    председатель Ассоциации деловых женщин Казахстана в ЮКО
  • Детская Ассамблея народа Казахстана в гимназии № 8 - это живая, активная и очень творческая организация, объединяющая ребят более 20 национальностей. Гимназия №8 - это их общий, очень добрый и теплый дом, где есть место для каждого. Я рада, что в гимназии учились мои дети, а теперь учатся внуки. Желаю нашей гимназии благодарных и успешных учеников!
    Баянкулова Лиза Кадыровна
    председатель межэтнического культурного центра «Ынтымак» ЮКО
  • О гимназии я всегда говорю - моя гимназия. На протяжении многих лет она была, по сути, вторым домом для моих детей, в этом году здесь заканчивает учебу мой третий ребенок. Высокий профессионализм педагогического коллектива и хорошая материально техническая база гимназии позволяют нашим детям получить глубокие и прочные знания. Желаю родной гимназии процветания, продолжения славных традиций!
    Шаназаров Муслим Пашаевич
    вице-президент Ассоциации любителей бокса ЮКО, родитель


Школьное видео



Галерея фотографий
40 фото, 92
21 фото, 578


Нормативно-правовая база
Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года №319-III Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года №319-III
Тип документа: Законы и кодексы РК
Дата и номер: 27 июл 2007 / 319
Правила аттестации педагогических работников от 22 января 2010 года № 16 (новый) Правила аттестации педагогических работников от 22 января 2010 года № 16 (новый)
Тип документа: Постановление Правительства РК
Дата и номер: 22 янв 2010 / 16
Правила отбора претендентов для присуждения международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» от 11 июня 2008 года №573 Правила отбора претендентов для присуждения международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» от 11 июня 2008 года №573
Тип документа: Постановление Правительства РК
Дата и номер: 11 июн 2008 / 573
© 2010 Компания "М-Дизайн"
По всем техническим вопросам обращаться к администрации сайта Gymnasia8.kz
E-Mail:  Приемная школы: 8 (7252) 53-65-36